EduFox: неофициальная сборка браузера Mozilla Firefox для образовательных учреждений

Ресурсы проекта:
1. Homepage: http://edufox.narod.ru/ (небольшой «сайт» с основной информацией и ссылками)
2. Forum: http://tr.im/mroedufox (это краткая ссылка на топик, который вы сейчас читаете)
Здесь размещена самая актуальная информация о проекте. Заглавный пост иногда обновляется.

Последняя версия: нет (релизов не было).
Готовится информация о текущих задачах.

Подробно об идее
Цель проекта: предоставить в распоряжение школьников, студентов и преподавательского состава специальную версию браузера, которая способна сделать работу в Интернете более быстрой, удобной и безопасной, не требуя при этом долгого поиска необходимых дополнений и правки настроек. Есть мнение, что выпуск подобной сборки снизит количество однообразных обращений на форум техподдержки, поможет преподавателям, и поспособствует развитию компьютерной грамотности учащихся.

Описание: Неофициальная сборка браузера Mozilla Firefox для образовательных учреждений. От оригинального браузера отличается наличием предустановленных расширений, антирекламных и антипорно-фильтров, а также фильтров ненормативной лексики и чёрного списка сайтов. Также есть замысел включить в сборку большое количество закладок на интересные и полезные ресурсы, сделать мелкие твики, и представить краткое руководство (всё это и способно сделать EduFox предпочтительным браузером для использования в школе и прочих образовательных учреждениях).


Предыстория
EduFox — быть или не быть?
(первый «пресс-релиз», опубликован 29.01.2010)

Браузеры, браузеры, браузеры. Их сейчас существует довольно много (могу почти без запинки назвать около тридцати, и это только малая часть). Одним из наиболее популярных является наш любимый Mozilla Firefox, собственными «сборками» которого успели отметиться и участники форума Mozilla Россия.
Я тоже думал о создании собственной сборки, с предустановленным набором расширений и фильтров, делающих работу в Интернете более безопасной и комфортной. Первоначально — с ориентацией на опытных пользователей, которые захотят воспользоваться уже настроенным и дополненным браузером, но при этом без труда способны убрать что-то, для них лишнее (или напротив, добавить что-то ещё).
Затем образ трансформировался в нечто, более подходящее для простых пользователей, а в итоге — в сборку для образовательных учреждений (так называемый EduFox, о котором я и хотел вам сегодня рассказать).
Ни для кого не секрет, что ходить нынче в Интернет — для школьников забава и соблазн, а для учителей — реальный шанс испытать ощущения на 25 капель валерьянки (впрочем, бывает и наоборот, но суть одна). В-общем, я это к тому, что браузеры «из коробки» мало пригодны для наших родных просторов (у нас и с дорогами не очень, а сайты зарастают вредоносными скриптами и эротическими баннерами). А раз так, то надо в эту самую коробку что-то добавить, чтобы жить стало лучше и веселее (хотя любители клубнички и онлайн-игр могут не согласиться). И кто-то может этим добавлением заняться на досуге. А потом — устанавливать сборку в школах и прочих очагах образования.

«Надо», «может», «потом»? Да, именно так — EduFox существует пока только в виде идеи. Я не могу лично заниматься этой разработкой, требующей стабильно постоянного наличия времени, и свободного доступа в Интернет. Но мне кажется, найдутся люди с похожими взглядами на то, каким должен быть «школьный браузер», и подобная сборка очень даже пригодится. Поэтому я создал на форуме Mozilla Россия тему для обсуждения, где в поддержку своих слов передаю сообществу краткий план, который поможет желающим собраться в группу, подробно всё обсудить, и (надеюсь) реализовать проект (можно будет указать в готовой сборке, что при её создании были использованы наработки EduFox, но это кто как захочет — идея не такая уж и уникальная). Возможно, уже существуют подобные проекты? Или кто-то из вас тоже хотел заняться таким делом? Напишите об этом :)

Клим «Phoenix» Панфилов

Источник: http://panfilow.blogspot.com/2010/01/edufox.html


Планируемый состав
Сборка будет основана на Mozilla Firefox, без изменений в исходном коде, принцип работы тот же, и задачи те же. Потому поддерживать планируется как и исходный браузер, необязательно заводить отдельный ресурс и собственную техподдержку. Mozilla Firefox был взят за основу сборки потому, что он широко известен, открыт, хорошо поддаётся улучшению с помощью дополнений, и очень активно разрабатывается. В исходный браузер будут внесены следующие дополнения и изменения:

- Обширная коллекция закладок на полезные ресурсы (включая, конечно же, образовательные).
- Фильтры рекламы и антипорно-фильтры, фильтры ненормативной лексики, чёрный (или белый) список сайтов.
- Механизмы защиты от вредоносных сайтов (например: NoScript, Web of Trust).
- Подписки на ленты новостей (NewsFox с уже добавленными лентами).
- Прочие полезные расширения (например: OptimizeGoogle, ScrapBook, Context Highlight).
- Руководство (основная информация, ссылки на странички из FAQ по Firefox, описание улучшений, и т.п.).


История развития
2010.01.29 — опубликованы черновые наброски и создана тема на форуме. В течении пары месяцев изредка продолжалось обсуждение, затем проект почти не развивался до января 2011 года.
2011.01.29 — спустя ровно год открыта простая домашняя страничка EduFox (на ней размещена основная информация и ссылки), значительно обновлён топик на форуме, продолжен анализ высказанных предложений.

Спасибо за внимание. Ждём отзывов и предложений.

Могу помочь с настройками для Procon Latte-уже имееться крупный список нецензурных выражений.Ну и собственный фильтр порнографии,как дополнение к PronBlockList.
Но сомневаюсь в уместности приложения BlockList - список будет уж слишком длинным,так как уместнее будет блокировка сайтов с помощью Procon Latte. Или как исключение записывать в BlockList сайты,которые не заблокировал Procon.

а не проще ли и надёжнее просто сделать проксик с готовыми фильтрами который будет
a) резать сайты по списку
б)заменять слова из нецензурного списка на биииип причем в траффике обоих направлений.
в) анализируя траффик запрещать запросы к прокси(точнее ответы от прокси с отдновременным занесением прокси в черный список)
этого вполне будет достаточно чтоб убрать нехороший контент. плюс его не обойти просто скачав любую портабельную версию или используя прокси.
а если прикрутить анализатор статистики который добавляет сайты в черный список например если количество ненормативных слов превышает определённый порог то будет вообще замечательно.
ну а так первое что сделает школьник обнаружив блокировку в ФФ  просто создаст новый профиль или запустит в безопасном режиме чтоб отключить все блокирующие дополнения. и все труды по блокировке пропадут зря. а уж узнать что надо сделать чтоб обойти блокировку не такая проблема - достаточно одного немного знающего и информация о том как обходить блокировку моментом расползётся.

okkamas_knife пишет

б)заменять слова из нецензурного списка на биииип причем в траффике обоих направлений.

Procon прекрасно с этим справляеться.
Если расчитывать на вариант,который предложил автор-нужно расмотреть возможность запереть под ключь отключение дополнений,как в Procon,доступ к созданию нового профиля,да и просто скрыть дополнения из виду.
okkamas_knife,так ведь и школьник сможет и с твоим способом разобратся:/
Лично я расматриваю такую сборку как просто безопасный браузер с чистым интернетом.

Мне кажется актуальным вот что. За школьным компьютером чёртова уйма учеников сидит, причём все под одной учётной записью. Неплохо бы как-то оградить их друг от друга. Интересно, как это можно сделать.

А зарубать доступ к ресурсам мне не кажется правильным. Баннеры рекламные порезать да какие-нибудь повышенные настойки безопасности для сайтов не в белом списке — и достаточно.

luitzen пишет

Мне кажется актуальным вот что. За школьным компьютером чёртова уйма учеников сидит, причём все под одной учётной записью. Неплохо бы как-то оградить их друг от друга. Интересно, как это можно сделать.

С помощью разных учётных записей?

Искренне ваш, Капитан Очевидность :)

RufusUA пишет

okkamas_knife,так ведь и школьник сможет и с твоим способом разобратся:/

поясни каким образом? как он обойдёт прокси и его ограничения?

02-02-2010 18:53:48

RufusUA пишет

Если расчитывать на вариант,который предложил автор-нужно расмотреть возможность запереть под ключь отключение дополнений,

в безопасном режиме браузер будет полюбому запускаться без дополнений это раз.
чтобы отключить подобную возможность нужно изменять исходный код и обновлять браузер только со своего сервера, что противоречит тому что написано выше

Сборка будет основана на Mozilla Firefox, без изменений в исходном коде, принцип работы тот же, и задачи те же. Потому поддерживать - как и исходный браузер, необязательно заводить отдельный ресурс и собственную техподдержку.

Erik пишет
luitzen пишет

Мне кажется актуальным вот что. За школьным компьютером чёртова уйма учеников сидит, причём все под одной учётной записью. Неплохо бы как-то оградить их друг от друга. Интересно, как это можно сделать.

С помощью разных учётных записей?

Искренне ваш, Капитан Очевидность :)

Предположим, в день в классе информатики бывает шесть уроков, а в неделе пять дней. Тогда в ОС нужно создать как минимум тридцать учётных записей. Управлять таким количеством учётных записей ОС довольно сложно, да и места на скромном школьном винчестере они отъедят много.

Есть надежда, что управлять тридцатью профилями Firefox будет легче. К тому же браузерный профиль — это если не единственное, то основное, что у каждого ученика должно быть персональным. Да и многое другое может быть организовано через браузер.

А управлять профилями может понадобиться.

luitzen, в сферической школе в вакууме у каждого ученика своя учётная запись, хранящаяся на сервере и подгружающаяся при логине.

luitzen пишет

Мне кажется актуальным вот что. За школьным компьютером чёртова уйма учеников сидит, причём все под одной учётной записью. Неплохо бы как-то оградить их друг от друга. Интересно, как это можно сделать.

А зачем? не проще ли сделать одну учетную запись которая каждый раз подгружается с сервера в чистеньком от работы предыдущего юзера виде?
ну а для хранения всяких лабораторных работ и заданий достаточно организовать небольшой фтп с квотой для каждого юзера. 50 мег хватит за глаза если не сливать туда картинки и музыку. 100гиговый винт на 2000 человек.
всего то.

Erik, да, я как-то не подумал, что с инфраструктурой в школах должно обстоять не так, как когда я в ней учился, а так, как обстояло в ВУЗе, когда я в нём учился. А там примерно так всё и было.

okkamas_knife, я предполагаю, что в какой-нибудь сельской школе класс информатики едва ли не единственное место, откуда можно попасть в интернет, а то и вообще увидеть компьютер. Поэтому обнулять профиль и/или выделять немного места на ftp довольно жестоко: сохранение закладок и истории посещений становится непростым делом. Да и в провинциальных ВУЗах до самого последнего времени были интернет-классы свободного доступа. Или на них этот EduFox не будет рассчитан?

Эх, сильно я отстал от жизни, наверное…

luitzen

luitzen пишет

сохранение закладок и истории посещений становится непростым делом

а зачем сохранять закладки кроме тех что уже рекомендованы?это всетаки рабочее место и интернет там для обучения а не для развлечений. что такого может понадобиться сохранять пользователю если всё необходимое для учебного процесса уже вшито в ФФ и контролируется преподом.
а история посещений имхо не нужна потому что есть прокси с логами.
историю пользователь может подчистить а так нет и сразу видно кто куда лазал.
а для классов свободного доступа вообще надо делать на основе лив-сд и диском очищающимся при каждом логине нового юзера(это несложно сделать)  поясню для чего нужна такая система:
1 никаких проблем с вирусами и настройкой системы - один раз отконфигурировал и всё, вирусы и глюки программ живут до перезагрузки.
2 диск нужен для того чтоб юзер мог скачать какието данные из сети а потом слить на флэшку или болванку и забрать с собой. даже если он накачает винт вирусами то прилогине следующего юзера винт просто форматируется и ни один файл в том числе и вирус к новому юзеру от старого не попадёт.
как вариант сделать загрузку по сети а станции бездисковые.

ИМХО,автор хочет сделать безопасный браузер,без порно сайтов,рекламы и всякого мусора.А дальше пусть учителя следят за тем, что делают ихние ученики.И главное блокировка паролем всех приложенией без возможности ихнего удаления.

RufusUA пишет

И главное блокировка паролем всех приложенией без возможности ихнего удаления.

уже писал выше. задача в том виде в котором автор её представляет нереальна.
точнее вариант один - пропатчить один раз и отказаться от обновлений.потому что первое же официальное обновление удалит патч и ФФ можно будет запустить без дополнений в безопасном режиме.

без прав админа фокс не обновится. но все равно форсмажора выше крыши.

Спасибо большое за отзывы! Я попробую сейчас более подробно рассказать о том, как сам представляю возможную сборку.

Читать далее
Предлагаемая мной сборка не должна быть бронированной стенкой, заменяющей антивирус, файерволл, контентную фильтрацию и просто здравый смысл. Но, определённо, браузер — это один из рубежей, которые нужно укрепить.

Защита от негативного влияния может поддерживаться следующим набором:

AdBlock Plus и AdBlock Plus Element Hiding Helper со встроенными и автоматически обновляемыми подписками от RuAdList (при необходимости можно добавлять собственные фильтры, процесс будет указан в руководстве EduFox) — рубит большинство рекламных материалов и множество порносайтов (можно также добавить EasyList, если нужно ходить на англоязычные сайты).
WOT (Web of Trust) — достаточно наглядное представление, куда можно ходить, и куда не рекомендуется.
ProCon Latte (может иметь кучу ложных срабатываний, потому правила стоит делать достаточно общие, к тому же всё и не включить — слишком большой список сайтов).
NoScript с подробным белым списком сайтов, которые заведомо доверенные, и не работают при отключенных скриптах.
OptimizeGoogle изрядно«почистит» Google — например, результаты поиска приятно удивят — мусора в них станет гораздо меньше.
RefControl спрячет или подменит referrer (но бывают проблемы с авторизацией и скачиванием файлов).
По поводу встроенной в Firefox функциональности защиты от вредоносных сайтов ещё не решил, надо обсуждать.

Вообще, защищать школьников от лишней информации должна система контентной фильтрации. Хотя она может быть очень грубой, и не пускать даже на нормальные ресурсы — т.к. механизмы ещё разрабатываются, а та же неприличная реклама и мат могут появляться и на вполне нормальных ресурсах. Существующие списки «неприятных» URL просто не вписываются в браузер: Shallalist весит 29 мегабайт! Для этого действительно нужно использовать что-то вроде локального прокси-сервера (Proxomitron?) — гораздо более трудоёмкий процесс.

Защиту браузера (или настроек) паролем предлагаю или не делать вообще, или сделать опциональной — добросовестные ученики и студенты тоже ещё существуют, давайте отталкиваться от этого. А хулиганы всё равно найдут способ напакостить. Ну и не уследить за всем. А то можно и в криптоконтейнер начать упаковывать. В-общем, некоторые нужные функции не будут активированы по умолчанию, или даже не войдут в стандартную поставку. Если что, то AMO никто не отменял :)

Есть идея и задействовать Firefox Sync (Weave), для того, чтобы можно было в случае чего откатываться к работоспособной конфигурации, однако этому надо обучать.

Можно (но это лишние заботы) поставлять браузер с двумя профилями: один — облегчённый, а другой — расширенный, с дополнительными возможностями. Естественно, в любом случае, всё что сверх этого, подразумевает наличие в кабинете информатики человека, который хорошо разбирается в настройке Firefox и его расширений. Наивно предполагать, что такие люди найдутся в каждой школе, а если и найдутся, уровень знаний у них будет разный.

Для Linux готовые сборки создавать сложнее, но часть наработок может быть использована как есть. В процессе работы удастся собрать большую базу методов улучшения браузера. Впоследствии сборку можно будет включать в комплекты с бесплатным софтом, и распространять-устанавливать силами каких-то мобильных групп Mozilla, или отдельных участников. В крайнем случае, с этой инициативой можно будет обращаться в местные LUG. Только для начала сделать сборку надо)

Я всё же постараюсь и сам найти время для работы над проектом.

okkamas_knife, вам лишь бы отнимать да делить :).

okkamas_knife пишет

а зачем сохранять закладки кроме тех что уже рекомендованы? это всетаки рабочее место и интернет там для обучения а не для развлечений. что такого может понадобиться сохранять пользователю если всё необходимое для учебного процесса уже вшито в ФФ и контролируется преподом.
а история посещений имхо не нужна потому что есть прокси с логами.

К сожалению, всё не может быть вшито, программы обучения разные. И как прикажете преподу «вшивать» содержимое? Через Weave? Допустим.

Но ведь помимо «необходимого» должно быть и «факультативное», состав которого определяется самим учеником. Пусть я хочу сохранить в закладках свой собственный вариант шпаргалок. Опять Weave?

История посещений пригодилась бы и мне самому. Какой такой ресурс я посещал в начале второй четверти? Эх, снова придётся через Weave дёргать.

AdBlock Plus Element Hiding Helper-сомневаюсь что нужен,так как кто-то из учеников может и случайно что-то заблокировать,а учитель не будет тратить время,что бы рыскать по сайтам и бокировать рекламу.
ProCon Latte-ложных срабатываний пока не наблюдал за своим списком блокирования-готов занятся именно его настройкой:)

luitzen
ну вообщето есть программы(в смысле план а не компьютерная программа) обучения и там в методичках все необходимые сайты указаны.насчет вшивания преподом доп сайтов - достаточно указать домашней адрес странички на компе препода,где он оперативно может изменять и добавлять список ссылок.
загрузочные диски либо можно генерить отдельно либо сделать единый стандарт для внутришкольной сети
с рекомендациями по настройке.
грубо говоря в поставке
1 диск с настроенным образом прокси-сервера(и фтп) (вся настройка сводится к введению настроек провайдера и добавлению юзеров,(dhcp и прочие настройки внутренней сети уже есть )
2 диск с образом системы и софта для учительского компа всё уже настроено. комп имеет статический IP и свой небольшой вебсервер для выдачи странички
3 загрузочный диск с необходимым софтом для установки в компы юзеров, клонируем до нужного количества компов.
4 бумажный мануал по разворачиванию системы с картинками и рекомендациями по железу

вот такой комплект при грамотной подборке-настройке софта и хорошим мануалом(с картинками) сможет развернуть любой человек умеющий читать и хотябы чуток работавший на компе.

ну а что до хранения закладок и истории - это УЧЕБНЫЙ комп а не личный.ну и никто не мешает сохранять профиль на выделенные 50мег фтп. их под закладки и текстовые документы хватит с лихвой.
давать юзеру больше неразумно,если даже взрослые сознательные и ответственные люди не понимают когда им поясняют что сервер предназначен для хранения рабочих документов а не музыки и картинок и сколько им не дай свободного места его очень быстро забьют. у меня лично юзеры поняли это только после того как я поставил батник косящий всю музыку картинки и фильмы без предупреждения.только тогда они научились разделять работу и развлекуху.(это ж не дело когда антивирь и архиватор(для бэкапа) шуршат практически всю ночь обрабатывая содержимое папки весом в 400гиг из которых документы занимают максимум полтора гига) так что если взрослые не способны контролировать то что говорить о школьниках? если уж очень приспичило - покупай флэшку и работай с ней.

okkamas_knife пишет

Есть программы обучения и там в методичках все необходимые сайты указаны.

Сомневаюсь, что это повсеместная практика. В учебных планах теоретически даже названия программных продуктов могут быть не проставлены - что позволяет, к примеру, без лишних раздумий использовать в учебном процессе OpenOffice.org вместо Microsoft Office: написано "текстовый процессор", ну и хорошо, вот и запустим Writer. Поправьте, если ошибаюсь.

okkamas_knife пишет

Загрузочные диски либо можно генерить отдельно либо сделать единый стандарт для внутришкольной сети

Большинству будет достаточно хорошо настроенного браузера. На изучение загрузочного диска может времени не быть, или желания. Вообще, это план интересный, и в какой-то мере реализованный: известный  Live-дистрибутив для образования - EduMandriva (плюс DVD-аддон). Можно предложить какие-то изменения для него, или создать свою версию (Стряпать же что-то вроде Mozilla Live - дистрибутив с включённым Firefox, Thunderbird, Sunbird - ой, кошмар какой, зачем это надо, разве что всю онлайн-справку туда добавить и прочие полезности, но это ж какой трафик, да и как обновлять?). В свете грядущего открытия Drumbeat такой LiveCD, возможно, выглядел бы любопытно - промо-акция своеобразная, но, согласитесь, это и глобально, и слабо относится к образованию. Нам сейчас бы команду для одного-единственного EduFox собрать, и хорошо.

okkamas_knife пишет

Если уж очень приспичило - покупай флэшку и работай с ней.

Предполагается, что школьники и студенты смогут использовать EduFox и на домашних ПК, если им этого захочется. Это же удобно. А вставлять в школьный компьютер флэшки - простите меня, это угроза безопасности: вирусов натащат и в школу, и из школы, это типичная ситуация, от которой антивирусы не всегда спасают. Их же настраивать и обновлять надо.

Итак. Чтобы можно было от разговоров потихоньку переходить к делу, предлагаю поступить следующим образом:

1. Разделить работу на отдельные составляющие: подборка закладок (по категориям), составление фильтров, подборка и тестирование расширений, написание кратких руководств, графика и многое другое.
2. Найти людей, которые будут работать над этими отдельными составляющими, и составить список участников, чтобы можно было по нему ориентироваться.
3. Выбрать ресурсы, на которых будут размещаться материалы (GoogleCode, или что-то ещё - посоветуйте, пожалуйста), и подготовить основную информацию для новичков, у которых есть желание и возможность участвовать в разработке, но ещё нет опыта и представления о всём этом.
4. Тестировать фильтры и прочее в повседевной работе, и затем, по мере готовности необходимых компонентов - сделать сборку.

Все наработки можно будет использовать в любых целях, не только в образовательной сборке браузера (то есть, не надо ещё велосипедов). В частности, активная работа над документацией подразумевает под собой наполнение Базы знаний Mozilla Россия, откуда впоследствии черпать информацию смогут и другие родственные проекты. Образовательная страничка Mozilla Россия, или что-то ещё, пока неизвестно. В-общем, предложение не разбегаться, а объединить усилия по развитию не только конкретного уголка сообщества Mozilla, но и всего "мира Mozilla" в целом. Так будет больше пользы всем.

Посильную помощь в подготовке сборки браузера предложил Александр Казанцев (EduMandriva) - а это может означать тестирование сборки под Linux, и комментарии по моментам, касающимся именно применения браузера в образовании (кстати, он предлагает фильтровать именно на уровне браузера, а не возиться с отдельными решениями). От меня пока - заметки в блоге/на Планете, комментарии в этой теме, а также участие в правке Wiki.

Жду ещё одной волны комментариев (в частности: какие инструменты и ресурсы использовать в работе, каким образом координировать действия). Спасибо за внимание.

http://pics.livejournal.com/v_alksnis2/pic/000rrrr0
Эту ссылку я взял в открытом источнике :)

Короче говоря: на мой взгляд, это касается даже не идеи с EduFox, а проекта Mozilla Россия в целом.
А стало быть - Кузьмич, делай, что хочешь - но баркас мой со дна достань! такие качественные и функциональные приложения, как Mozilla Firefox (в особенности), Mozilla Thunderbird, Mozilla Sunbird (Lightning) не должны избежать славной участи поселиться на школьных компьютерах :)

Phoenix пишет

А вставлять в школьный компьютер флэшки - простите меня, это угроза безопасности: вирусов натащат и в школу, и из школы, это типичная ситуация, от которой антивирусы не всегда спасают. Их же настраивать и обновлять надо.

если б ты прочитал внимательней то вопросы про вирусы не задавались бы.
еще раз повторю
жесткие диски существуют только в на серваке и в компе учителя. учебные компы загружаются с ливсиди а это означает что лечение от любого вируса будет сводиться к простой перезагрузке компа.
один антивирус стоит на сервере и периодически шерстит пользовательские фтп папки
второй в учительском компе и этого достачно.

Phoenix пишет

Большинству будет достаточно хорошо настроенного браузера. На изучение загрузочного диска может времени не быть, или желания.

зачем его изучать? просто загрузился с него и у тебя под руками уже рабочие программы в том числе и браузер.
насчет обновлений - для начала определимся что они делают.
1 добавляют доп. функционал - оно нам нужно? нет - выбрасываем пункт
2 закрывают различного рода уязвимости приводящие к взлому системы и запуску вирусов - при лив сиди это некритично - ребут и система снова чистая. выбрасываем пункт.
3 улучшают совместимость с другим софтом и ос. если один раз настроить грамотно и оттестировать при создании ливсиди то пункт тоже отпадает.
вывод частые обновления не нужны. достаточно раз в год-два скачать образ новой проверенной версии и записать его на нужное количество болванок.

Phoenix пишет

Сомневаюсь, что это повсеместная практика. В учебных планах теоретически даже названия программных продуктов могут быть не проставлены - что позволяет, к примеру, без лишних раздумий использовать в учебном процессе OpenOffice.org вместо Microsoft Office: написано "текстовый процессор", ну и хорошо, вот и запустим Writer. Поправьте, если ошибаюсь.

это сделано по причине некомпетентности составлявших с учётом откровенно отвратительного состояния дел с обеспечением школ оргтехникой.
это надо менять. а так можно вон дос-ливсиди использовать там и текстовый процессор есть и браузер для интернетов и графический редактор и аппаратные требования минимальны 486dx с 32мегами оперативки хватит.;)
вообще имхо для работы в интернете надо обучить человека следующему
1 общие принципы работы компа
2 общие принципы сетей
3 гипертекст, www (что это такое и как работает)
4 активное содержимое страниц и безопасность
5 безопасность и личные данные
6 общие детали интерфейса браузеров
7 работа с поисковиками
при этом не давать адресов никаких конкретных кроме поисковиков
а задания должны быть типа найти картинку с белым котиком и загрузив её на какой нибудь бесплатный хостинг
создать страничку на другом бесплатном хостинге с текстом и этой картинкой
или зарегистрировать почтовый ящик и отправить тестовое письмо учителю по определённому адресу.(чтоб избежать спама создаём одноразовый ящик)
найти определённую информацию.
узнать как сделать чтото в браузере.
все адреса и прочую информацию школьники должны найти самостоятельно используя поисковики или хелп.

okkamas_knife пишет

учебные компы загружаются с ливсиди а это означает что лечение от любого вируса будет сводиться к простой перезагрузке компа.

Так может сразу загрузку по сети?

Erik
как вариант можно, но у неё свои минусы
придется ставить нехилый сервачок и сеть должна быть нехилой(в смысле пропускной способности) и надёжной
потому что без сети комп будет бесполезен
(если навернется сервак или свич то класс полностью неработоспособен). плюс с настройкой хозяйства и поддержанием его в рабочем состоянии больше заморочек.
а так на прокси+фтп можно поставить не особо мощную машинку также как и остальным. и в случае поломки сети пропадёт только интернет и возможность сохранять данные на фтпшнике а другие програмы будут вполне работоспособны.
ну и при желании диск можно сделать мультизагрузочным для демонстрации разых ос а для того чтоб поменять загружаемую ось в случае загрузки по сети придется лезть в настройки сервака для замены образа что не есть хорошо.

okkamas_knife, интересно звучит в теории, но давайте не будем забывать о суровых буднях компьютерных классов в наших школах :)

okkamas_knife пишет

это сделано по причине некомпетентности составлявших с учётом откровенно отвратительного состояния дел с обеспечением школ оргтехникой.

На мой взгляд, наоборот хорошо, когда в учебных планах и методических пособиях нет привязки образовательного процесса к какому-то конкретному продукту (например, проприетарному Microsoft Office). Учить детей работать в текстовом процессоре надо так, чтобы они потом не говорили "Ой, а что это тут такие иконки другие, что это у вас за Ворд такой странный?" Да и в массовой компьютерной литературе в-основном рассматриваются Microsoft Office, Ahead Nero Burning ROM, Photoshop и т.п. Впрочем, некомпетентность и отвратительное состояние дел наверняка тоже имеют место.

okkamas_knife пишет

а так можно вон дос-ливсиди использовать там и текстовый процессор есть и браузер для интернетов и графический редактор и аппаратные требования минимальны 486dx с 32мегами оперативки хватит

Что ж, весёлая шутка :) Ещё можно сделать LiveCD с Emacs на счастье детишкам :)

okkamas_knife пишет

частые обновления не нужны. достаточно раз в год-два скачать образ новой проверенной версии и записать его на нужное количество болванок.

Неплохо бы. Но это в том случае, когда функциональность необходимых в учебном процессе приложений находится на достаточном уровне. И что делать, если потребуется какая-то оптимизация под конкретное оборудование? Или, скажем, преподаватель желает внести изменения в программу, что-то добавить - для удобства? Ему придётся пересобирать LiveCD самостоятельно?
Немало других трудностей с реализацией, на самом-то деле. Всякие технические, организационные моменты, особенности образовательной системы, и прочее. Это для себя можно состряпать LiveCD, и пользоваться. А с внедрением в школах всё гораздо сложнее.

okkamas_knife пишет

вообще имхо для работы в интернете надо обучить человека следующему

Ну. Только это задачи для тех, кто готовит учебники и методические материалы.

Кстати, страна-то всё так же огромна, и Интернет не везде ещё видели. Тем более быстрый. И, да: всё же окончательного истребления OS Microsoft Windows в школах никто не планирует. Не всё нужное идёт под Wine. Да и на мультизагрузочный диск, как предлагаете, дистрибутив Windows не положишь.
Собственно EduFox как браузер - дополнение к установленной Windows, или компонент на диске с дистрибутивом Linux. Если об этом, то школьных дистрибутивов Linux сейчас как бы 4. Вполне можно сосредоточиться на EduMandriva (благо условия для участия добровольцев вполне обеспечены). Изучать документацию относительно именно образовательных процессов, и т.п. Примерно так.

По компонентам: обратите внимание на RuAdList, может быть, сможете помочь проекту. Можно принимать участие в Web of Trust, оценивая сайты и оставляя комментарии к ним. И т.д.

Phoenix пишет

И что делать, если потребуется какая-то оптимизация под конкретное оборудование? Или, скажем, преподаватель желает внести изменения в программу, что-то добавить - для удобства?

какого рода оптимизация?нормально собранному дистрибутиву даже второго пня на 350мгц и 64 оперативки хватит.
что именно добавлять? как я уже писал домашней страничкой делается комп препода с вебсервером на борту и он может легко вносить туда изменения.
насчет доп.софта - создать Ram диск и загрузить туда программу не такая уж и проблема,это раз.
опять же на учительском компе ставим виртуальную машину со средством удалённого доступа и ученики  подключившись могут как наблюдать так и управлять ей.

Phoenix пишет

Да и на мультизагрузочный диск, как предлагаете, дистрибутив Windows не положишь.

смотрим выше. виртуалка с виндой и любая VNC программа и пожалуйста читай лекцию по винде,с демонстрацией - при желании можно давать порулить системой.
ну и опять же задача не в том чтоб научить конкретной ОС а в том чтоб показать их в действии, их различия и сходства,общие принципы построения и интерфейса.а главное научить нажимать кнопочку Ф1 и внимательно читать написанное.

Phoenix пишет

Ну. Только это задачи для тех, кто готовит учебники и методические материалы.

вобщемто это задача учителей всётаки. что толку от методических материалов если учитель-дуб?

okkamas_knife, спасибо. Думаю, я вполне понял этот вариант. Правда, так ведь гораздо сложнее.
К тому же, подозреваю, что не дадут спокойно в школах ставить "левые" дистрибутивы. Или я не прав?

Phoenix

Phoenix пишет

К тому же, подозреваю, что не дадут спокойно в школах ставить "левые" дистрибутивы. Или я не прав?

всё от школы зависит, но с таким же успехом будут и ФФ запрещать тем более неофициальную сборку.

вобщем где запретят дистрибутив,там с очень большой вероятностью запретят и фф.

К вопросу о фильтрации нежелательного контента.

Как правило, в школах и некоторых других учебных заведениях сейчас принято устанавливать отдельное ПО для контентной фильтрации. Если не ошибаюсь, это исключительно «Интернет Цензор».

«Интернет Цензор» - бесплатный продукт с несвободной лицензией.
Устанавливается в большинстве случаев принудительно, т.е., «фильтрация у вас должна быть обязательно, а вот вам и готовый инструмент». По словам разработчиков, все разрешённые сайты отбираются только вручную, и ни один автоматический алгоритм не даёт такой точности оценки. Ежедневно программа автоматически проверяет наличие обновлений и при необходимости скачивает их.

Версия «Интернет Цензор» устанавливается на компьютер и обеспечивает фильтрацию для всех веб-браузеров и программ. На данный момент доступна версия 2.1 для Windows, размер файла 14 МБ.
Версия «Интернет Цензор Лайт» устанавливается как дополнение к Mozilla Firefox и обеспечивает фильтрацию только для данного браузера. На данный момент доступна версия 1.0.8, размер файла 100 КБ.


Не буду заострять внимания на тонкостях работы этого ПО, хотя по ходу беседы можно обсудить сильные и слабые стороны «Интернет Цензора». Ясно одно: принудительное использование подобного инструмента освобождает EduFox от необходимости нести на борту собственные тяжёлые средства для фильтрации непосредственно сайтов, и можно сосредоточиться на блокировании рекламы (Adblock Plus + все подписки RuAdList), каких-то настройках безопасности, и прочих задачах, не имеющих отношения к фильтрации вообще (например, закладках на полезные ресурсы).

Одноклассники, Мой Мир, Вконтакте, Facebook, Twitter, и прочие подобные ресурсы, хотя и востребованы учениками и преподавателями, по умолчанию, наверное, будут заблокированы системой фильтрации.

Что касается фильтрации в Linux, мне пока неясно. Шумиха по поводу закончившихся лицензий на несвободное ПО прошла, некоторые школы получили возможность продолжать использовать Windows + пакеты-монстры вроде Adobe Creative Suite, ветеран-антивирус Касперского 6.0, и т.п. Делать сборки Firefox под Windows также проще, и я пока ориентируюсь именно на Win32.

Буду рад, если кто-нибудь присоединится к обсуждениям, что-то уточнит, потестирует «Интернет Цензор Лайт» в Firefox. Спасибо за внимание.

Phoenix
Спасибо! Надо попробовать.

Phoenix

Что касается фильтрации в Linux, мне пока неясно.

Вот когда выпустят, тогда посмотрим. А пока — не интересно.
P. S. http://forum.mozilla-russia.org/viewtop … 60#p418060