Старался минимум гуглить и википедить :) Максимум личных воспоминаний.

Цифровая эволюция

Юрий "RED" Меркулов, 12.2014.

Мы живем замечательно. Когда я читаю в социальных сетях депрессивные отзывы о низком  быстродействии предпоследних поколений iPhone, сразу хочется рассказать этим людям, с каким «быстродействием» мне приходилось сталкиваться в прошлом. Сегодня вы можете купить любой телефон, от китайского Android-барахла до последнего поколения яблочных изделий. В крайнем случае, есть кредиты. Техника доступна, она прекрасно функционирует. Компьютеры, ноутбуки, планшеты и телефоны — все это вы можете свободно купить в 10 минутах езды от дома и пользоваться потом, не зная никаких проблем. Ни эксплуатационных, ни финансовых.

Я не буду рассказывать о далеком детстве, о том, как в начале 80-х родители сажали меня за рабочие станции на PDP-11, давая поиграть в Тетрис, пытаясь объяснить азы Бейсика. Перфокарты, осциллографы, шкафы ленточных носителей, антенны из 35см пластин винчестеров - все это проносилось мимо меня в далеком детстве. В то время домашних компьютеров еще в СССР не было и, соответственно, бытовых проблем с вычислительной техникой не существовало.
Интересная эпоха началась в 1988 году, когда один мой друг пригласил меня посмотреть на фантастическое чудо техники — собранный его отцом компьютер Радио 86РК. Насколько я помню, устройство работало на советском процессоре КР580ИК80А с тактовой частотой 1.78МГц. Оперативной памяти там было 16КБ. Только монохромный текстовый режим. Загрузка — с магнитофона. В те годы компактные кассетники были далеко не у каждого, поэтому приходилось пользоваться здоровенными катушками. Все программное обеспечение Радио 86РК помещалось на одну сторону 375-метровой бобины. В качестве магнитофона использовался Сатурн 202. Огромный железный чемодан весом около 20кг. Суровая гиря для 12-летнего мальчишки. Изображение выводилось на черно-белый телевизор.
Мы тогда не имели понятия о том, что компьютерные программы можно как-то копировать, поэтому нашу единственную катушку берегли как зеницу ока. Загрузка игры объемом 10-15КБ занимала минут 5-6. Спасибо уже на том, что магнитофон и лента были в хорошем состоянии и ошибок загрузки практически не наблюдалось. Самой популярной игрой был Xonix. Там по экрану летали нолики и надо было их разделить черточками по особым аркадным правилам. Чем больше ноликов, тем сложней. Однажды я поставил фантастический рекорд, дойдя до 27 уровня (26 ноликов). Сам хозяин компьютера доходил при мне только до 23 уровня. Это был успех.
Но однажды отец друга принес шахматы, и они не запустились. Оказывается, индийская игра требовала 32КБ ОЗУ. Что вы сделаете сегодня? Правильно, вы пойдете в магазин и купите еще одну планку памяти. Или, если совсем не разбираетесь в компьютерах, то отнесете устройство в сервис. В 1988 году ни первого, ни второго еще не существовало. Отец нахмурился и сказал, что можно купить микросхемы РУ5 и вручную припаять их по схеме, опубликованной в журнале Радио. Так и было сделано. Компьютер стал напоминать пирамиду из проводов и чипов, но шахматы заработали. Правда, там не было доски и фигур. Нужно было вводить с клавиатуры свой ход, например, е2-е4, а компьютер, подумав несколько минут, выводил ответ — Kb8-c6. При этом электронный мозг играл слабо, проигрывая мне, третьеразряднику, в одну калитку.
Спустя год, я бегло познакомился с компьютером Специалист, развитием Радио 86РК, но настоящее самостоятельное общение с кремниевыми братьями началось спустя год. Отец купил мне Дельта-С 48К, чувашский клон ZX Spectrum. Компьютер был разработан очень плохо. На нем не шло много приложений ZX Spectrum, он быстро перегревался, в некоторых играх проявлялась нестандартная скорость прорисовки спрайтов. И это не считая ужасной стеклянной клавиатуры с бумажными этикетками и отсутствия антенного сопряжения с телевизором. Пришлось отцу перепаивать в ящике целый блок, чтобы подключить компьютер напрямую, с помощью 4 проводов - сигнала синхронизации и по одному проводу на каждый цветовой канал.
Чебоксарское изделие работало на советском процессоре, совместимом с Z80. 3.5МГц. 48КБ ОЗУ, о чем, впрочем, можно догадаться из названия устройства. Наконец-то в компьютере появилась цветная графика. 256х192! 8 цветов. Правда, знакоместо 8х8 точек могло иметь только 2 цвета. Загружались данные с кассетного магнитофона. Время загрузки также равнялось примерно 5 минутам.
С кассетниками все было сложней. Это были капризные и нещадно эксплуатируемые устройства. Основная беда заключалась в постоянно меняющемся уровне считывающей головки, из-за чего перед воспроизведением каждой кассеты приходилось долго крутить винты настройки отверткой, прислушиваясь к звукам. В моменты максимальной его чистоты, вращения можно прекращать и включать, собственно, начало загрузки. Ошибки встречались очень часто. Поэтому заявленное время загрузки в 5 минут — это некое идеальное состояние ленты и головок. Очень часто кассеты приходилось считывать часами. Это, конечно, утомляло, но что поделать, доступной альтернативы в 1990 году просто не существовало. На чистку механизмов уходили литры спирта и флаконы маминых духов. Самое яркое воспоминание — это как отец привез из московской командировки кассету с игрой Renegade 3. Я месяца полтора не мог ее считать. Практически каждый день я доставал эту кассету и раз за разом начинал загрузку в копировщик. И вот на какой-то уже трехзначный раз, внезапно игра загрузилась! Оставалось только достать чистую кассету и качественно записать данные. Какое было потом разочарование... игра оказалась полным дерьмом.
Копирование игр — отдельная история. Просто переписать данные с кассету на кассету нельзя. Необходимо сначала загрузить игру в память копировщика, а затем выгрузить ее обратно на другую кассету. При этом желательно запись осуществлять на том же магнитофоне, с которого в будущем ожидается считывание. Что это означает? То, что мы, как почтальоны Печкины, ходили друг к другу с магнитофонами и кучей кассет. Для переписывания игр выбирался специально день. В этот день не должно быть никаких других дел. Копирование обычно начиналось рано утром и заканчивалось поздно вечером. Ведь надо не просто переписать, а хотя бы мельком посмотреть материал. Youtube ведь в то время не было. Мало того, не было даже интернета. И печатных изданий об играх. Ничего. Информационная пустота. Лишь только объяснения на словах, на пальцах.
Вот мы и сидели, проводя часы в ожидании загрузки приложений. Развлекали себя по-разному. Играли в морской бой, в чепуху, в точечки и прочие бумажные игры.
Самым шиком считалось сделать распечатанную на принтере бумажку с названиями игр. Стоит ли говорить, что 99% кассет в то время оформлялись от руки, корявым почерком. Такое встречалось даже в магазинах и студиях звукозаписи. А мой отец однажды принес принтер. Черное чудовище. Отечественный струйный принтер MC6312. Да, в 1991 году у нас появился именно струйный, а не матричный принтер. Красавец Epson FX1170 поселится в нашем доме двумя годами позже, а пока всей семье пришлось гадать — как подключить это чудо к компьютеру. Сейчас вы просто втыкаете шнур USB, и самое сложное заключается в том, чтобы установить потом драйвера. А раньше ничего подобного не было. «Мы пойдем своим путем» говорили в СССР, и реально шли. Разъем у МС6312 был нестандартный. Нужно было искать схему, распайку. Каждый проводок требовалось припаивать вручную. И даже когда спустя примерно неделю возни с паяльником принтер заработал, то скорость и качество печати оставляли желать лучшего, даже по тем временам. Кляксы провинившегося школьника. Единственный плюс того монстра — его можно было заправлять обычными чернилами Радуга, которые в советское время продавались в каждом киоске и стоили копейки.
Друзья, хорошо разбирающиеся в электронике, приходили ко мне, смотрели на Дельту, советовали припаять проводок здесь, перерезать линейку на плате там. В общем, занимались кустарными доработками компьютера. В результате, все равно ничего путного из машины не вышло, все ее конструктивные недочеты быстро всплывали и сильно досаждали. И спустя пару лет, в 1992 году отец решился: будем полностью собирать компьютер сами на основе платы Pentagon 128К. Там был тот же процессор Z80, но на плате присутствовал контроллер дисковода и ОЗУ было целых 128КБ. В сокет процессора легко вставал модуль с чипом AY-8912, отвечавшим за музыку. Далекий предок звуковых карт. Впрочем, главное достоинство Pentagon заключалось в его идеальной работе с программным обеспечением ZX Spectrum. На нем шло ВСЁ. 100% программ и игр. Мы долго бегали по барахолкам, отыскивая исправные дисководы, клавиатуры и прочие детали. Что-то приходилось везти из Москвы. Мой отец занимался в те годы промышленными компьютерами и смог как-то притащить с работы корпус от одного такого монстра. По размеру он был как обычный системник современного ПК, но зато был сделан из прочных металлов и весил, наверное, килограмм 10. В него был засунут блок питания от компьютера Агат, два дисковода (5305 и 5313) и прочая стандартная мелочевка. Спустя год у 5305 у меня сдохнет и я поменяю его на элитного японца Teac. Монитор был взят от компьютера Корвет. Черно-белое изображение, но зато более четкая картинка, чем на советском цветном телевизоре Рекорд.
Мы постепенно окультуривались. Не нужно было уже таскать друг к другу магнитофоны. Дискеты целиком переписывались за 2-3 минуты. Каждая игра отдельно грузилась примерно по 10-15 секунд. А уж когда мы подключили списанный с работы отца Epson FX1170, то счастью не было предела, ведь можно печатать бумажки со списком игр. Да, на профессиональном принтере формата А3, я печатал архиважные документы, не дотягивающие даже до А5. Но и это продолжалось недолго, так как принтер сдох. А спустя год такая же участь настигла и Pentagon 128К. У него сгорела оперативная память. Техника того времени была очень недолговечна.
Шел 1994 год. Популярность набирали x86 компьютеры, популярные и по сей день. Собственно, сегодня это единственная архитектура, используемая в настольных и мобильных компьютерах. Даже Apple использует ее же, просто там другая операционная система. Единственная отдушина — смартфоны. Там царствует ARM.
В начале же 90-х все не было так однозначно. Впрочем, уже тогда было ясно — будущее за x86. Стоили компьютеры тогда бешеных денег. При средних зарплатах примерно в $100, за компьютер с монитором необходимо было отдать от $1000 и больше. При этом вы все равно получали безнадежно устаревший по мировым меркам агрегат. Я помню, как над x86-компьютерами тогда все издевались, дескать их надо менять каждый год, в то время как ZX Spectrum или Amiga достаточно было один раз купить и пользоваться в свое удовольствие. Но при этом не учитывалось то, что x86-компьютеры были очень дороги, и в продаже было, по большому счету, железо конца 80-х. Оно являлось устаревшим уже на момент покупки. Архитектура х86, в отличие от конкурентов, быстро развивалась, и 5-6 летний буфер между актуальностью оборудования на западе и тем, что могли позволить себе россияне в 1994 году, был настоящей пропастью. Стоит заметить, что уже к концу 90-х мы нагнали подлых капиталистов, и замена оборудования стала происходить стандартные 4-6 лет как это и принято сегодня.
Так вот, в 1994 году мы купили 386DX-40МГц, 4МБ ОЗУ, 210МБ HDD, видеокарту Trident 8900 c 512КБ. Модель монитора уже не помню, но что-то на трубке Mitsubishi, зерно 0.39мм. Это очень крупное зерно, и картинка не была мыльной только до 640х480. 800х800 уже было тяжело воспринимать глазами.
Эйфория прошла довольно быстро. Выяснилось, что многие игры тормозят, а некоторые и вовсе не идут на таком оборудовании. А ведь родители копили на компьютер больше года. Бегали, срочно меняли рубли на доллары в условиях гиперинфляции. Между тем, весь мир уже в это время, как минимум, сидел на процессорах 486, и уже шел второй год как продавался Pentium. Правда, там одна микросхема процессора стоила почти как весь наш компьютер в сборе.
Звука в играх по сути не было, все ограничивалось бипером в системном блоке. Оптических приводов в массовой продаже также не было. Приложения грузили с дискет. Переписывание и распаковка игры занимали не просто десятки минут, а могли растянуться на час. Впрочем, и сейчас игры скачиваются и инсталлируются ненамного быстрей. Другое дело, что жесткий диск был всего лишь на 210МБ и работал он очень медленно. Все это породило целый класс программ, которые занимались упаковкой данных на лету. При включении компьютера еще перед стартом операционной системы, в память загружался резидентный модуль, отвечающий за компрессию данных. Как следствие, объем винчестера как бы увеличивался в 2-3 раза. Не было нужды архивировать данные, все это делала резидентная программа автоматически. Самый популярный пакет данной категории был Stacker. Регулярно надо было запускать некий аналог дефрагментатора. Так вот, он мог работать и 3 и 5 часов. В общем, регулярно приходилось выделять некий сервисный день, когда компьютер от рассвета до заката что-то молотил на жестком диске. Но зато в конце Stacker гордо хвалился дополнительно освобожденным пространством. Весь день коту под хвост ради виртуальных 9МБ бонуса.
Никто тогда не думал, что это огромная нагрузка на процессор, что и без того медленное звено в системе заставляют трудиться практически непрерывно. Главное — еще немного столь важного жизненного пространства.
А улучшить что-либо не представлялось возможным. Оперативная память тогда стоила огромных денег, от $60 за планку 1МБ. В те годы использовались 8-разрядные разъемы SIMM на 30pin, в которые надо было покупать сразу по 4 планки памяти. Покупка дополнительных 4МБ ОЗУ вставала в намного большую сумму, чем сегодня приобретение последней модели iPhone.
На 4МБ вполне сносно шел первый Doom. Да, 386 процессор давал не более 10 кадров в секунду, но уже за это было спасибо. Doom 2 шел с горем пополам. Еще медленней, еще больше обращений к диску. Warcrart запускался, Warcraft 2 уже нет. Требуется 8МБ. В семействе Mortal Kombat запускались только 1 и 2 части. 3 часть, опять же, требовала 8МБ. Были способы обмануть игры, вручную конфигурируя dos4gw, но толку от этого было мало. Если каким-то чудом игра и запускалась, то играть было невозможно — жесткий диск фактически не выключался.
C другой стороны, на моей машине 1994 года вполне сносно работал Windows 3.1. Word 6 запускался, в нем можно было даже печатать текст.  Правда, оконная система того времени была по сути больше ни на что непригодна. Приложений было мало, а игр так вообще кот наплакал. Сапер, Косынка и пара-тройка сторонних безделушек того же уровня.
Даже старые игры, рассчитанные на системы с 640КБ ОЗУ, было очень трудно запустить. Система распределения ресурсов в MS DOS была крайне неудачной, и приходилось вручную запихивать каждую мелкую утилиту из основной памяти наверх, в дополнительное адресное пространство. Штатные средства системы с этим справлялись плохо, требовалось устанавливать стороннее программное обеспечение, например, QEMM386. С его помощью со слезами на глазах удавалось выцарапать в районе 600КБ свободной основной памяти и, о чудо, всякие Wing Commander и ему подобные монстры начала 90-х начинали запускаться.
Жесткие диски были очень медленные, и чтобы хоть как-то ускорить обращения к ним, применялись специальные утилиты, создающие кэш в оперативной памяти. Это сейчас Windows все умеет делать сам. А раньше приходилось вручную запускать программы, наподобие ncache2 решать, сколько килобайт ОЗУ выделить под кэш, сколько под приложения. Опытным путем находились компромиссы, так происходило выживание в суровом цифровом мире.
Жить без звука было скучновато, и мы стали с отцом паять Covox. Это такая штука, состоящая из восьми резисторов кратной емкости, подключающаяся в порт принтера. Она позволяла извергать 8-битный звук, более-менее варимого по тем временам качества. Некоторые игры и, главное, музыкальные редакторы,  поддерживали столь экстравагантное устройство. Но в 1995 году начался бум мультимедиа. Новое красивое слово. Никто не знал, что оно означает, но всем хотелось это попробовать. Начали продаваться специальные мультимедиа-комплекты за баснословные деньги, которых у простого россиянина даже близко не было.
Проблема решалась постепенно. Сначала я купил с рук китайскую монофоническую звуковую карту, частично совместимую с Sound Blaster. И колонки, сделанные из двух старых советских радиоприемников. Зато в играх появился звук! Пусть и частота дискретизации была не более 22КГц, пусть музыка midi звучала на уровне первых полифонических мобильных телефонов, но зато мой китайский уродец поддерживался 90% игр и самой Windows 3.1.
Быстро вскрылась и обратная сторона звукового рая. Игры стали требовать больше оперативной памяти, стали работать медленней. И без того дряхлый 386 с 4МБ ОЗУ стал задыхаться даже на тех приложениях, где раньше чувствовал себя более-менее пристойно. Например, в Command & Conquer стало практически невозможно играть.
Но денег даже покупку 4МБ ОЗУ не было, не говоря уже о замене процессора и материнской платы. Зато их хватило на покупку CD ROM. Привод Sony, со скоростью 2х, сильно изменил мою жизнь. Огромные полки дискет довольно быстро стали терять актуальность. Покупка лишь одного сидюка из серии «Лучшие игры IBM-PC» заменяла метровую стопку магнитных носителей. А к 1995 году их вышло, как минимум, четыре.
Первой моей игрой на CD был именно Command & Conquer. Этот диск до сих пор хранится на антресолях. Возможно, он даже читается. В 1995 году игра с живыми актерами, с кинематографическими заставками смотрелась безумно красиво.
Наступал 1996 год, и компьютер, просуществовав всего лишь 1.5 года, уже показывал полную несостоятельность. Половина игр на нем просто не запускалась. Windows 95 теоретически можно было установить, но толку никакого, так как скорость работы была катастрофически низкой.
И вот в феврале мы с отцом пошли покупать новую материнскую плату, процессор и память. В результате в системном блоке красовался 486DX2-80, воткнутый в мать с шиной VLB. Памяти осталось столько же, 4МБ. Но она размещалась на одном 72pin SIMM. Они были 32-разрядные и подключались уже поодиночке. По сути, быстрее стал работать только процессор, вычисления. Кстати, он прекрасно функционировал без радиатора. Видеокарта осталась прежней, под шину ISA. Туда же втыкалась и мультикарта. Раньше ведь нельзя было подключить к материнской плате ни одно устройство. За это отвечал отдельный модуль расширения.
В общем, довольно быстро выяснилось, что надо менять и видеокарту тоже, потому что в играх особого преимущества в скорости не наблюдалось. Тут стоит заметить, что ни о каком 3D в те годы речи вообще не велось. Аппаратного ускорения на персональных компьютерах не было. Все сцены обсчитывал процессор. Но данные передавались через видеокарту. И шина ISA была настолько медленной, что даже не успевала просто обновлять картинку с комфортной для игр частотой. В марте 1996 года Trident 8900 вместе с материнской платой от 386 был обменял на Cirrus Logic 5426 на шине VLB, а памяти в видеокарте был аж 1МБ.
По сути оставалось только нарастить память. Тут, летом 1996 года как раз начался обвал цен на ОЗУ, и за сумму в районе $100 был куплен еще один 72pin SIMM на 4МБ. Наступило счастье. Оно оказалось недолгим.
Умел Джон Кармак нагибать системы в 90-е. И свежевыпавший Quake еле-еле ворочался на 486DX2-80. Это было унижение. Мы только что вложили уйму денег и сил в обновление компьютера, и тут выходит какая-то игра, ставящая крест на всех улучшениях. Я в панике стал решать, что делать. Замена процессора на 486DX4-100, покупка радиатора. Не помогло — все равно Quake тормозит. И в том же году, осенью, пришлось снова поменять материнскую плату и процессор. То же сокет под 486. Шина PCI. И процессор AMD 5x86-133. От обычного 486 он отличался лишь вдвое увеличенным кэшем и множителем. Тогда-то я впервые и познал сладостный плод разгона. Шина вместо положенных 33МГц завелась на 40МГц. Так мой процессор заработал на 160МГц. И, надо заметить, весьма недурно. Quake не летал, но работал уже весьма достойно. Остальные игры летали. Windows 95, наконец-то заработал прилично.
Но и эта радость была мимолетной. Поставив плату с шиной PCI, я воткнул в ее дешевую видеокарту Avance Logic. А она была не совместима с Direct X для Windows 95. В 1996 году никакого 3D у Microsoft не было, и библиотека была нужна просто для запуска и работы игр. Более старая WinG, конечно, работала, но под нее было написано буквально несколько приложений. Самый яркий пример, пожалуй, это культовая ролевая игра Wizardry 7.
А новые игры выходили только под Windows и требовали совместимости с Dicrect X. В очередной раз мне пришлось тратить деньги на апгрейд и менять видеокарту. Я купил самую распространенную на тот момент железку — S3 Trio. Игры заработали безупречно.
Сегодня, когда огромную популярность имеют онлайн-игры, трудно даже представить себе как все начиналось. Ведь в начале 90-х не было доступных средств связи между компьютерами. Сетевые карты, коаксиальные кабели, протокол IPX, все это было слишком дорого и сложно. А поиграть друг с другом хотелось. На помощь пришла сопля. Нет, это никак не связано с простудой и носом, просто именно так называлось нуль-модемное соединение. В компьютерах 20-летней давности были коммуникационные порты, к которым народные умельцы припаивали определенным образом провода. В результате между двумя компьютерами организовывалась связь. Скорость — примерно 2-3кб/с. Этого хватало, чтобы организовать сетевую игру. К счастью, в середине 90-х довольно много игр поддерживало нуль-модемное соединение. Но тут возникает вторая проблема. Необходимо собрать два компьютера рядом, а в те годы даже одна x86-машина была огромной роскошью в семье. Мы были студентами, автомобилей у нас не было, а играть хотелось. Как быть? У нас были мотоциклы. Перевозка компьютера производилась в два этапа. Сначала перевозился монитор — огромный 10-15 килограммовый ящик с электронно-лучевой трубкой. Везли его на руках пассажира. От водителя требовалась максимальная плавность хода. Второй заезд — системный блок, клавиатура и мышь. Еще одна проблема - где играть? Нам приходилось играть исключительно по ночам. Два места: либо квартира моих родителей, либо кирпичный гараж друга. Первое удобней в плане перевозок, так как надо тащить лишь один компьютер. Второе удобней тем, что сетевые баталии можно было совместить с применением легких  наркотических препаратов. Сегодня, когда в онлайн можно выйти в два клика, все наши приключения кажутся чем-то нереальным.
Примерно в то же время, осенью 1996 года, я подключился к интернету. Здесь стоит отметить, что на тот момент рунет, в сегодняшнем понимании, фактически отсутствовал. Русскоязычных сайтов было очень мало, да и особой ценности они не представляли. 90% информации приходилось черпать на английском языке. Смотрите сами: Яндекс появился в 2000 году, Mail.Ru — в 1998, iXBT — в 1997, Одноклассники — в 2006 году, ВКонтакте — в 2007. В общем, по меркам интернета в 1996 году был еще каменный век. До сети дозванивались dial-up модемы. То есть, во время работы в интернете по телефону нельзя было поговорить. Кроме того, у нас был спаренный номер, так что интернет убивал все телефонное общение не только в нашей семье, но и у соседей. Скорость связи была чаще всего 14.4кбит/с. Я купил USR Sportster, устанавливающийся как плата расширения в системный блок. Мысль о том, что твой компьютер может подключаться к любым компьютерам мира просто будоражила.
В это трудно поверить, но в 1996 году в Windows не было браузера. Его надо было устанавливать как дополнительное приложение. Один из вариантов заключался в инсталляции пакета Microsoft Plus, в который входил Internet Explorer 1.0. Но умные люди посоветовали мне Netscape 3.0. Это и определило мою судьбу на всю последующую жизнь. Я и сегодня использую наследника Netscape, хоть и от третьего брака. Его имя Mozilla Firefox.
А тогда, в 1996 году, еще не существовал Google и вообще с поиском в Сети были некоторые проблемы. Поэтому очень ценными друзьями были те, кто просто тупо знал адреса полезных сайтов. Выход в интернет тогда стоил огромных денег, а пользы от него было немного, поэтому активность была невысокой. Зато я могу похвалиться тем, что спустя год одним из первых зарегистрируюсь в ICQ и получу UIN 1019514. Да, спустя 15 лет будут активно продаваться и шестизначные номера. Но это не то. Гораздо приятней осознавать, что ты все эти годы имел один и тот же UIN, а не просто решил повыпендриваться на закате IM-протокола.
Одним из наиболее популярных занятий в интернете того времени были web-чаты. Это некая страничка, которая обновляется раз в 5-10 секунд. Вы можете написать что-либо и вскоре ваше сообщение появится в ленте. Такой вот первобытный онлайн. Но вскоре мне открыли вершину социальных технологий того времени — IRC. Это тоже чат, но он происходит в реальном времени. Для этого была необходима специальная программа. Я, кроме mIRC, в 1996 году ничего не знал. Мне показали как зайти на канал крупнейшего провайдера в городе, и этого было достаточно для счастья.
Наступила весна 1997 года, и стало понятно, что пора переходить на Pentium. За пол года вышло довольно много требовательных к ресурсам игр на движке Quake, которые работали очень медленно на любом 486 процессоре. Основное преимущество Pentium заключалось в наличии мощного математического сопроцессора, а творение Кармака активно его использовало. Поэтому именно id tech умолял обновить процессор и материнскую плату. Так на нашем столе появился Pentium 133. Память увеличилась до 16МБ, что позволило более-менее прилично работать Microsoft Word 7 и прочим тяжелым приложениям Windows 95.
В те годы набирал популярность особый вид мошенничества. Процессоры разгонялись, после чего весь верхний слой корпуса стачивался и наносились новые надписи, где писалась более высокая тактовая частота. В народе такие процессоры назывались «пилеными». И вот как раз именно такой образец и попал в мои руки. На самом деле это был Pentium 100. Да, на 133МГц он работал,но очень сильно грелся. Мне даже пришлось купить термопасту и намазать ей соединение между микросхемой и подложкой кулера. Беда продолжалась недолго, и вскоре мне все же удалось обменять этот чип на оригинальный Pentium 150. Материнская плата на чипсете TX поддерживала частоту шины 83МГц. По умолчанию, процессор работал на частоте 60х2.5. Я завел его как 83х2. Чем выше частота шины, тем быстрее обмен с памятью и другими внешними устройствами. Поэтому разница в скорости была даже больше, чем банальное соотношение 166 к 150. Однако в то время скорость PCI еще была жестко привязана к частоте шины и поэтому мои винчестеры как бы тоже разгонялись. Долговечность была крайне низкой. Во времена использования Pentium, жесткие диски сыпались у меня каждые пол года. Да, чаще всего устройства были на гарантии, но ведь данные уже не вернуть. А удобных средств резервного копирования тогда не существовало. Максимум — сбрасывать небольшие файлы на дискеты.
Тогда же, весной 1997 года произошло еще одно эпохальное событие, которое сильно повлияет на мою дальнейшую жизнь. Мне показали FIDO. Это некоммерческая сеть, которая работала через модемы, основой которой были конференции, некий аналог современных форумов. Особенность FIDO заключалась в том, что сеть поддерживала только текст, поэтому служила исключительно для общения. Попасть в нее было непросто. Меня привели в здание, где работал очень влиятельный системный администратор, node. Моя задача заключалась в том, чтобы угостить его пивом и как бы невзначай попросить адрес в сети, который назывался point. В результате того визита, меня тащили домой на руках, так как я перестарался в количестве купленного пива, а чтобы ему не пропадать, поглощал напиток литрами. Потом мне рассказали, что адрес я все-таки получил, но у другого системного администратора. Так весной 1997 года я стал фидошником.
Это была настоящая субкультура со своими жаргонами, своими приколами. Спустя год я стал модератором конференции su.humor, куда стал писать юмористические рассказы. Фактически, это было начало моей литературной деятельности. В университете, где я учился, вместо того, чтобы реально делать лабораторные работы и писать курсовики, я делал смешные описания, превращал серьезную работу в балаган. Например, изучение макросов в электронных таблицах я свел к теме «Витаминизированный бетон и проблема наличия гуталина в Бомбее». Пара ссылок, пара макросов и формально курсовик готов. Студенты и преподаватели посмеялись, трояк. … PROFIT. Был даже случай, когда я лабораторную работу по защите данных на сменных носителях, выполняемую на ассемблере, написал в стихах. Ну, вот так получилось. И преподаватель не хотел ставить мне оценку не по причине плохого качества выполненной работы, а он просто не верил, что текст написал я. Лишь на второй день, с помощью множества свидетелей, в том числе и в среде преподавателей мне удалось доказать авторство того гениального стихотворения о защите дискет. Все, зачет. Очень сложно было учиться в университете.
Очередная цифровая беда пришла совсем скоро. В продаже стали появляться игры, требующие наличие графического ускорителя 3DFX. Денег на его приобретение ни у кого не было. Все только разговаривали о новом чуде техники, делились слухами, впечатлениями, полученными через десяток ушей сломанного телефона. Вышел Quake 2. Он работал очень медленно на Pentium 150, настойчиво умоляя купить ускоритель.
1998 год. 19 августа. Вчера за $1 давали шесть с небольшим рублей. Я кое-как накопил сумму, необходимую для покупки видеокарты Rendition V2100 4МБ, которая поддерживала DirectX 5 и OpenGl 1.2. Она стоила в 2 раза меньше, чем Voodoo 1, при этом работала не просто как 3D ускоритель, но и как стандартная видеокарта. Придя в компьютерную фирму, я узнал, что в стране дефолт, и с меня просят 8 рублей за $1. Это было возмутительно. Пришлось звонить родителям и просить добавить денег. К счастью, финансовые проблемы были решены, и я получил в системном блоке Pentium 200MMX и новую видеокарту. Спустя два дня за $1 уже просили 24 рубля.
Трехмерное ускорение принесло новые проблемы. Сегодня драйвера устанавливаются автоматически, а раньше надо было найти в интернете нужную версию файла opengl32.dll, скачать и вручную переписать в специальную папку на жестком диске. Русскоязычных технических форумов, куда можно было обратиться за помощью, практически не было. Один iXBT в зачаточном состоянии.
Quake 2 шел прилично лишь в разрешении 512х384, но и это было очень круто после традиционных 320х200 для игр с программным рендерингом. А следом появились клоны на движке id tech 2, которые тормозили так, что играть было практически невозможно.
Чуть ранее я писал о том, что жесткие диски сыпались как крупа из дырявого пакета. Проблему резервного копирования необходимо было как-то решать. В продаже начали появляться пишущие оптические приводы, но стоили они слишком дорого, поэтому я стал обращаться в специальные фирмы, занимающиеся записью CD.
Примерно в течение недели ты подготавливаешь информацию для записи на болванку. 650МБ данных надо аккуратно раскидать по папкам, чтобы все было потом понятно, чтобы поиск не был затруднителен. После этого ты идешь со своим винчестером в фирму, где тебе в течение 2-3 суток записывают диск. К тому времени у меня был струйный принтер HP 615C, на котором вполне прилично получались цветные вкладыши для jewel-коробочек.
А в 1999 году за огромные деньги был приобретен пишущий CD привод NEC со скоростной формулой 16x/4x/2x. Первое — это чтение дисков, второе — запись R, третье — запись RW. Наступила эпоха тотального копирования всего и вся. Куча дисков, куча фильмов, куча музыки — все это теперь спокойно размещалось на CD-болванках. Довольно быстро выяснилось, что на Pentium 200MMX, пусть и разогнанном до 250МГц (83х3), все фильмы дико тормозят, и даже при банальном открытии музыки в формате MP3, загрузка процессора составляет чуть ли не 50%, и остальные задачи начинают работать значительно медленней.
В те годы большинство компьютеров работали под управлением Windows семейства 9х. Игры работали только там, да чисто физически основная масса компьютеров не могла потянуть более серьезные операционные системы. Фидошники очень жаловали OS/2 от фирмы IBM. Она была менее требовательной в ресурсам, чем монстр Windows NT, и работала весьма надежно. Однако я в те годы жил с родителями и просто не мог себе позволить ставить столь радикальные эксперименты над компьютером. Основные манипуляции с техникой приходилось все таки согласовывать с семьей. Поэтому вариант с OS/2 отпал. Но на установку Windows NT 4 мне все же удалось получить одобрение и летом 1999 года на машине Pentium MMX200(@250) c 32МБ ОЗУ система была торжественно установлена. Впечатления оказались противоречивые. Я одной стороны, все действительно работало надежно, просто как часы. И по скорости я не помню каких-либо нареканий. Но игры ожидаемо оказались в пролете Мало того, у меня даже не было звука. Пришлось идти на отчаянный шаг — покупки канонической звуковой карты, выпущенной еще до эпопеи с plug and play. И такая железка была найдена. Настоящий Creative Sound Blaster 16 с контроллерами оптических приводов Sony, Panasonic и Mitsumi. Последний прибамбас был в 1999 году уже не актуален, но все остальное ласкало барабанные перепонки. Кристально чистый 44.1Кгц 16-битный стерео звук. Идеальная поддержка в 100% игр, в 100% операционных систем. Для работы звуковой карты по сути не нужны были драйвера. В BIOS просто указывались IRQ и DMA, которые заранее выставлялись перемычками еще до инсталляции платы в системный блок. Все. Звуковая карта готова к работе. Так вот, в Windows NT 4 появился звук. Можно было писать какой-нибудь реферат и слушать музыку. Хотя это было уже неактуально, так как именно в 1999 году я, наконец, окончил университет.
В 1999 году вовсю продавались процессоры, вставляемые не в сокет, как это делается сейчас, а в слот, словно картридж на древних консолях. А так как назревал апгрейд, то очередная материнская плата была выбрана именно под слот. Чипсет ВХ. Но процессоры Pentium II, вставляемые в него, были очень дороги, и пришлось купить более доступный Celeron, рассчитанный на сокет. Для того, чтобы воткнуть его в плату, пришлось покупать дополнительный переходник. На процессоре же торчал увесистый кулер. Конструкция выглядела как груда железа скульптора-психопата и была, на самом деле, очень ненадежна. Например, сокетные кулеры у меня дохли каждые пол года, так как не были рассчитаны на работу в перевернутом положении. Зато у меня была система Celeron 400(@450, 75x6), 128МБ ОЗУ, Riva TNT 16МБ. Тогда же мы купили новый 15'' монитор ViewSonic взамен 14'' динозавру с зерном 0.39мм. Игры работали прилично. Фильмы, кодированные DivX 3, имеющие разрешение до 512 точек по длинной стороне кадра, работали вполне прилично. Винчестеры перестали умирать, так как 75МГц на шине было более гуманно, чем 83МГц времен первого Pentium. И, пожалуй, впервые за всю историю, конфигурация компьютера не менялась 2 года. Обычно системный блок не выдерживал и одного года, в нем что-то приходилось менять.
В 2001 году произошло важное социальное событие в моей жизни — начало самостоятельной жизни в отдельной квартире. И обнаружилось, что компьютер необходимо покупать снова, причем, с нуля. К счастью, я тогда работал системным администратором крупной строительной компании, и хоть жил на одну зарплату, но несколько месяцев хомячества и, отчасти, помощь родителей привели меня к покупке неплохого по тем временам компьютера. Сокетный Athlon 900, мать на чипсете VIA КТ133, 512МБ ОЗУ, видеокарта GeForce 2 PRO 64МБ, православный 17'' монитор Sony E220. В качестве источника звуков был воткнут SB Live - одна из топовых карт того времени. На стыке тысячелетий я очень увлекался написанием музыки, и наличие волнового синтеза в сочетании с возможностью загрузки пользовательских звуковых банков будоражила воображение.
Спустя много лет, оглядываясь на эру доминирования AMD, а это примерно 2000-2005 годы, я вынужден отметить, что основные проблемы компании заключались не в самих процессорах. Они-то работали не медленней уродливых NetBurst братьев из Intel. Беда была в чипсетах. Что VIA, что сама AMD, что несколько позже NVidia — вся их продукция значительно уступала Intel. Это проявлялось во множестве мелочей. В работе портов USB, в стабильности, в совместимости с внешними устройствами. А уж когда Intel выкатили новую архитектуру Core, то козырей у AMD и вовсе не осталось.
Но тогда, в 2001 году, получив карт бланш на любые модификации с компьютером, я стал задумываться, а не попробовать ли мне Linux. Сегодня системы на его основе хоть и не получили должной популярности, но работают как часы. Берете Mint, ставите в 2 клика, все готово. Красивый рабочий стол, все кодеки на месте, удобная централизованная установка программного обеспечения из единого источника — репозитория. Пользуйтесь, наслаждайтесь. Минусы тоже всем известны — малое количество игр и скудность  профессиональных приложений.

В 2002 году, когда я созрел для установки Linux, все было совсем иначе. Во-первых, не было нормального интернета. В моем городе доминировал dial-up с его черепашьей скоростью и реактивными ценами. Во-вторых, было очень мало информации по дистрибутивам, по установке, настройке системы. Как следствие, действовать пришлось практически вслепую.  Генератор случайных чисел и событий привел меня к Mandrake 9.0. Пришлось фактически осваивать новый мир. Но все это было уже не ради выживания, а ради удовольствия. Цифровые догонялки закончились.
Последним медленным звеном оставался интернет. 2004 год. Я уже 8 лет пользовался dial-up и, казалось, этому технологическому аду не будет конца и края. Но вот один из провайдеров города как-то резко предложил выгодные тарифы на ADSL. Сначала приходилось платить за трафик, потом появились безлимитные тарифы. Сначала медленно, потом все быстрей и быстрей. Технология ADSL себя изжила и в дома пришел 100мбит/с кабель. Вместо этажерки из сетевых карт в системном блоке и ручным прописыванием IP, появились умные роутеры с DHCP. В воздухе запахло вайфаем. Все ради нас с вами, ради комфорта и блага.
А в 2005 году я купил Athlon 3500+ на матери с чипсетом nforce2, 2ГБ ОЗУ, GeForce 7600 128МБ. Монитор впервые стал жидкокристаллическим, 20'' 1680х1050, Acer AL2051W. Кстати, я сейчас сижу именно за этим компьютером. Здесь стоит Debian 7.7 единственной системой. Рабочая среда xfce. Пишу этот текст в LibreOffice Writer. Компьютер прекрасно работает, хлеба не просит. Справа от меня ноутбук ASUS 550V, на котором я обрабатываю фотографии, монтирую видео. Там процессор i7-4700HQ, 8ГБ ОЗУ, IPS матрица 1920x1080. На другой квартире у меня настольный i7-3770, 16ГБ ОЗУ, с 24'' монитором Dell тоже на IPS матрице 1920x1200. У дочери стоит купленный в 2008 году Core Duo E8500 с 3ГБ ОЗУ и 23''  монитором Samsung на PVA-матрице. Оба системных блока работают практически бесшумно. Кулеры и блоки питания от Zalman. Видеокарты в обоих системных блоках простенькие, с пассивным охлаждением. А как же игры? А для игр есть Xbox 360 с Kinect, купленный в далеком 2008 году сразу после появления в продаже устройств на плате Jasper. Огромная полка шкафа заставлен лицензионными дисками. У меня телефон NEXUS4, у жены NEXUS5. «Мы живем в прекрасной стране, и все нам завидуют» (с). Действительно, пройдя 26-летный путь от припаянных микросхем ради текстовых шахмат, к широкому набору девайсов на любой вкус, начинаешь понимать — мы живем действительно офигенно. И все у нас прекрасно работает.

okkamas_knife пишет

к 88му уже вовсю кодили на Фокале для БК-0010 и пробовали силы в асссемблере для неё же - правда для этого приходилось зависать в УПК откуда нас вместе с училкой выгоняла уборщица т.к. сидели там до упора.

искренне завидую тем, кто умеет программировать. у меня почему-то с этим родом деятельности не сложилось. :(
УПК у меня был 89-90, нас там сажали за БК-0010 с пленочной клавиатурой, напоминающей плитки Metro. но особых воспоминаний не осталось, так как программы я "списывал" у отличников, а из игр там был только клон lode runner :)

okkamas_knife пишет

также в 88-89 пощупал и Commodore 64

офигеть! а откуда его взяли!? у нас вообще ни одного не было в городе. ни тогда, ни сейчас. тоже самое с Амигой. многие по ней фанатели в 90-е, но реально никто так и не привез в Ульяновск.

okkamas_knife пишет

в 93 неоторое время с приятелем возились с Поиском (в основном игры)

у друга одногруппника был. я как раз в 93 поступил в институт, и ходил к нему посмотреть на это чудо. помню, он память картриджами расширял, чтобы до 640КБ увеличить и игры стали запускаться.  :)

okkamas_knife пишет

мы получаем тотже самый результат с такойже скоростью как и пару десятков лет назад и с большим использованием ресурсов, это же неправильно.

во.  я тоже так иногда думаю. но больше схожусь в ином мнении. тормозит не сам софт, а контент.
яркий пример - мой 9-летний комп, где стоит debian. прекрасно работает. но, например, тормозит youtube. к софту на компе это имеет лишь косвенное отношение. медленно открываются фотки. но в 2005 году обычно что было? ну, где-то 2-3МП максимум. а сейчас же 24МП - норма. у меня 4 камеры по работе, и все именно 24МП. конечно, такие фотки будут открываться медленней.
тоже самое и видео. SD и 720р работают безупречно, но сейчас же всем подавай 1080р, а это уже местами притормаживает.
все развивается, и это такой эволюционный процесс. сам по себе Firefox не тормозит. он прекрасно запустится и на старинной машине с 512МБ памяти. но вот youtube уже на ней не запустишь.

okkamas_knife пишет

я его с взятой на время распечатки набивал на бкшечной плёнчатой клаве чтоб потом себе распечатать. считай тренировки как в шаолине для пальцев!

Вот это да, круто! :)
Я более-менее бегло набирать текст научился только в 90-е, причем во второй половине, когда начались чаты, фидо.

Да :) БК-0010 и бейсик проходил в средней школе, сейчас когда вспоминаю об этом особенно прикалывает воспоминания о том как сперва учили бейсик на бумаге, записывали алгоритмы в тетрадь а без этого к компьютеру не подпускали.

Хранилище файлов практически заменило все флешки, диски и так далее. Что будет дальше?

Отличный пост! :) Очень понравился.
Хочу показать племянникам, чтобы знали.
Скопировано, с указанием авторства. :blush:

Espey пишет

Что будет дальше?

Если верить некоторым изданиям, то должны появиться облачные ОС. На стороне пользователя будет (или нет) только небольшой клиент. Для соединения с сетью.
А в остальном, большинство вендоров бросило силы на "интернет вещей".